Джи́нна Мухаммед Али (1876-1948), лидер Мусульманской лиги (с 1934), первый генерал-губернатор Пакистана (1947-48). Выступал за независимость Индии. С 1940 руководил движением за образование Пакистана.
* * *
ДЖИННА Мухаммед Али - ДЖИ́ННА (Jinnah) Мухаммед Али (25 декабря 1876, Карачи - 12 сентября 1948, там же), Каид-и азам (Великий лидер), политический и государственный деятель Индии и Пакистана, руководитель движения за образование независимого Пакистана (Мусульманская лига, с 1934), первый генерал-губернатор Пакистана (август 1947 - сентябрь 1948).
Родился в семье торговца, выходца из княжества Гондал в северо-западной Индии. Семья принадлежала к мусульманской касте ходжа.
Свое образование он начал в Мадрасат ул-ислам, затем продолжил в Высшей школе Христианского миссионерского общества в Карачи, а позже в Бомбее. В 1893 отправился на учебу в Англию, где четыре года изучал юриспруденцию в Лондоне. Именно здесь он стал писать свое полное имя как «Мухаммед Али Джинна».
Получив диплом юриста, Джинна занялся адвокатской практикой сначала в Карачи, а с 1897 до 1930 - в Высшем суде Бомбея. В 1905 Джинна был личным секретарем президента Индийского национального конгресса (см. ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (ИНГ)) (ИНК) Дадабхаи Наороджи (1825-1917) и уже в 1906 принял участие в проходившей в Калькутте сессии ИНК национального конгресса, вошедшей в историю Британской Индии тем, что здесь впервые было принято требование о самоуправлении Индии. Джинна последовательно выступал за единство мусульман и индусов в совместной борьбе за освобождение от английского господства. Гопал Кришна Гокхале (1866-1915), один из лидеров ИНК, называл его «лучшим послом индусско-мусульманского единства», а Сароджини Найду (1879-1949) считал его «воплощением и символом индусско-мусульманского единства». Позицию Джинны разделяли многие видные мусульманские деятели Индии того времени.
В 1910 и 1916 Джинна избирался членом Законодательного Совета Британской Индии. С 1912 принимал участие в деятельности Мусульманской лиги (см. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЛИГА). В 1916 при его активном участии был заключен пакт в г. Лакхнау о совместных действиях ИНК и Мусульманской лиги в борьбе за достижение самоуправления.
Протестуя против расправ колониальных властей над участниками освободительного движения в Пенджабе (см. ПЕНДЖАБ (историческая область)) в 1919 и поддерживая Халифатское движение (см. ХАЛИФАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ), в котором совместно участвовали мусульманские организации и Индийский национальный конгресс, Джинна в то же время осуждал проведение Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд) кампаний гражданского неповиновения. В 1920 стал президентом Мусульманской лиги, и в 1921 вышел из Индийского национального конгресса, так как Конгресс, по его мнению, стал слишком радикальной организацией. В 1928 настоял на том, чтобы Мусульманская лига отказалась от сотрудничества с назначенной английскими властями Комиссией Д. Саймона, в состав которой не было включено ни одного индийца. В 1930-34 Джинна жил в Англии, в 1930-31 участвовал в проходивших в Лондоне заседаниях Конференции круглого стола (см. КРУГЛОГО СТОЛА КОНФЕРЕНЦИИ).
Результатом происходивших в последующие годы важных сдвигов в социальной, экономической и политической жизни Британской Индии было появление и постепенный, неуклонный рост тенденций к государственному обособлению территорий на северо-западе Индостана.
Джинна является одним из создателей теории «двух наций», проживающих в Индии, - индусов и мусульман. 22-24 марта 1940 в г. Лахор (см. ЛАХОР) на сессии Мусульманской лиги была принята резолюция, вошедшая в историю под именем «пакистанской», с требованием образовать на северо-западе и на северо-востоке Британской колониальной империи в Южной Азии два независимых государства. Под руководством Джинны движение за создание независимого Пакистана приобрело массовый характер.
26 июля 1943 в Бомбее на Джинну было совершено покушение: он был ранен членом правой экстремистской мусульманской организации «Хаксар техрик».
После провозглашения независимости Пакистана 14 августа 1947 Джинна стал его первым генерал-губернатором, а за два дня до этого, учредительное собрание Пакистана приняло специальное решение: во всех официальных актах, документах и письмах именовать Джинну «Каид-и азам» - «Великий лидер». Основной целью своей политики как главы Пакистана Джинна определял «мир внутри и вовне Пакистана».